Что касается характера, то к щенкам в возрасте от 6.до 8 недель (не позднее)
можно применить тест Уильяма Кемпбелла. Тест позволяет по поведению щенка
довольно точно выявить характер собаки и дать рекомендации о пригодности того
или иного щенка к различного рода занятиям: Эта система отрабатывалась в
течение 8 лет на более чем 10 тысячах собак различных пород.
Тестирование проводится в незнакомом, тихом месте, где ничего бы не отвлекало
внимания щенка. Щенка нельзя подбадривать или ласкать, с ним нельзя
разговаривать.
Тест состоит из пяти пунктов.
1.
Социальное притяжение
Поставьте щенка на пол, отойдите на несколько шагов в направлении,
противоположном тому, которым вы пришли. Присядьте или встаньте на колени и
похлопайте в ладоши, привлекая его внимание.
При этом возможны следующие типы поведения:
А - щенок подбегает сразу, прыгает на тестирующего, играет, лижет и покусывает
руки, хвост поднят вверх;
В - щенок подбегает сразу и начинает царапать тестирующего лапами, хвост поднят
вверх;
С - щенок подбегает свободно, но хвост опущен;
D - щенок подбегает, но не сразу, а после некоторого колебания и смущения, вид
у него растерянный;
Е - щенок не подбегает совсем
2.
Способность следовать за человеком
Встаньте
рядом со щенком, затем нормальным шагом начните удаляться от него.
При этом возможны следующие типы поведения:
А - щенок бежит за тестирующим сразу, весел, старается "ухватить" за
ноги, хвост поднят вверх;
В - щенок бежит за тестирующим сразу, следует рядом или "путается"
под ногами, хвост задран;
С - щенок бежит за тестирующим сразу, но несмело, несколько робко и немного
отставая, хвост опущен;
D - щенок очень робко идет за тестирующим, растерян и смущен, хвост опущен;
Е - щенок не идет за тестирующим или уходит (полный отказ следовать).
3. Реакция
на принуждение
Тестирующий осторожно переворачивает щенка животом вверх и удерживает его около
30 с, держа в области груди.
Реакция на принуждение показывает, в какой степени он переносит физическое и
психологическое превосходство, то есть его подчиняемость.
При этом возможны следующие типы поведения:
А - сразу и активно протестует, борется с рукой, выворачивается и кусает;
В - сразу и активно протестует, выскальзывает из-под руки тестирующего;
С - вначале протестует, потом успокаивается;
D - не протестует совсем, лижет руки;
Е - лежит неподвижно, очень напуган.
4.
Социальное превосходство
Щенок стоит или лежит. Тестирующий гладит щенка вдоль спины. Тест рассчитан на
определение способности щенка принимать или отвергать социальное превосходство
- в данном случае человека.
Если щенок сам склонен к превосходству - доминированию, то он будет прыгать,
кусаться и рычать. Если щенок независим, то попытается ОТОЙТИ В сторону, а если
труслив - то в панике, напрягшись, прижмется к полу вплоть до крика и
поспешного бегства.
При этом возможны следующие типы поведения:
А - щенок сразу выказывает радость, подскакивает, прыгает на тестирующего, бьет
его лапами, лижет руки;
В - подскакивает, бьет тестирующего лапами, лижет руки;
С - поворачивается к тестирующему и лижет руки;
D - ложится перед тестирующим на спину и лижет руки;
В - далеко отбегает и больше не подходит.
5.
Доминирование при взятии щенка на руки
Тестирующий приподнимает щенка над полом примерно на 30 секунд, поддерживая его
обеими руками под животик и грудь. Не имея опоры, щенок почувствует себя в
полной власти тестирующего.
При этом возможны следующие типы поведения:
А - щенок яростно протестует, энергично вырывается из рук тестирующего,
кусается и рычит;
В - щенок активно протестует, но не кусается;
С - щенок начинает протестовать, затем успокаивается и лижет тестирующему руки;
D - щенок не протестует, спокойно висит или лижет тестирующему руки;
Е - щенок перепуган, напряжен.
Результаты тестирования
Методика определения характера щенка заключается в подсчете
всех А, В, С, D и Е.
1. При результате 2А и более вместе с несколькими В:
считается, что такой доберман будет стараться главенствовать и всех подчинять
себе. Он может быть потенциально агрессивен и склонен кусать, если встретит
резкое обращение со стороны человека и сородичей.
Такого добермана не рекомендуется брать в семью, где есть маленькие дети или
старики.
Для воспитания добермана, обладающего таким характером, необходим опытный
дрессировщик. Атмосфера в семье должна быть спокойная. Воспитывать подобных
доберманов следует спокойно, без физических наказанийёёёёё, использовать в
качестве защитно-караульной собаки.
2. При результате 3В и более: считается, что такой доберман имеет
склонность к спокойному, уверенному превосходству и лидерству. Он будет иметь
способности к дрессировке, к выступлению в спортивных соревнованиях - IPO или
аджилити. При верно выбранной стратегии воспитания такой доберман станет
преданным и послушным другом.
С ним удобно и приятно находиться в любой обстановке - как в толпе, так и дома
на диване.
3. При результате ЗС и более: считается, что такой доберман будет
прекрасно адаптироваться к любым условиям. Он послушен и прекрасно подходит в
семьи, где есть дети и старики. Однако могут возникнуть проблемы с отработкой у
собаки защитно-караульных качеств.
4. При результате 2D и более: особенно с одним или несколькими, Е;
считается, что такой доберман подвержен влиянию обстоятельств и склонен к
подчинению, для уверенности ему необходим тесный, постоянный контакт с человеком,
он нуждается в поощрениях, тактика воспитания должна быть основана на
постоянном внимании к нему, любви и чуткости.
Такой доберман, как правило, спокоен в семье, где воспитываются дети, но может
кусать, если с ним плохо обращаются, в этом выражается его форма защиты.
5. При результате 2D и более в сочетании Е: у добермана могут возникнуть
трудности в процессе социализации, необходимо применение специальных методов
дрессировки
Если при тестировании такой щенок получит еще оценку
А или В, то он может иметь склонность нападать из страха, особенно при
наказаниях.
Если при тестировании щенок получил еще и несколько С или одно D, то такой
до6ерман наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях, с дётьми будет
неуравновешен. Поведение его непредсказуемо. Требует постоянного контроля.
6. При результате 2Е и более; доберман будет трудно поддаваться
дрессировке. Воспитательные меры практически не будут
оказывать никакого воздействия. Может кусать из страха
или в стрессовой ситуации.
Подобного добермана нельзя брать в семью, где есть дети. Требует опытного подхода в
дрессуре
7. При сочетании противоположных качеств А и Е: доберман будет обладать
непредсказуемым характером. Поведение его будет зависеть от слишком многих
факторов, чтобы их учесть. Некоторая стабильность поведения будет наблюдаться
только в привычных для него условиях.
Для стабильности результата следует повторять тестирование выбранного добермана
в других условиях и только тогда сделать окончательный вывод.
А - очень доминирующий тип,
В - доминирующий тип,
С - подчиняющийся тип,
0 - очень подчиняющийся тип,
Е - практически не воспитываемый тип.
Специалисты рекомендуют новичкам, не державшим ранее доберманов, выбрать суку.
Она предпочтительнее для соревнований и послушнее при дрессировке. У нее менее
выражено стремление стать лидером в семье, и у вас будет меньше проблем с
воспитанием, так как сука более спокойна, быстрее привязывается к владельцу и
психически тоньше организована; сукой легче управлять, а как сторож она не
уступает кобелю. Сложностью в характере суки может быть то, что она не терпит
присутствия рядом других сук, кроме этого два раза в год у нее бывает пустовка,
которая длится 21 день. В эти дни сука ищет себе партнера и может убежать,
проявив при этом чудеса изобретательности, чтобы обмануть вас.
Если владельцем добермана становится мужчина то ему больше подойдет кобель.
Кобель более импульсивен, требует обязательной дрессировки и атлетического
воспитания. Он имеет склонность к завоевыванию лидерства в семье, а также к
поиску суки круглый год,
Из книги "Доберман" М. Джимов,
Н. Крылова
|